Как нас заставляют хотеть

Пустота VS Потребление – или как нас заставляют хотеть

Сначала появился Фрейд со своими странными мыслями, открытыми под кокаином. Он на полном серьезе, возможно, впервые с места доктора задал кому-то вопрос: «А что вы чувствуете по этому поводу?». Это сейчас этот вопрос вызывает умиление или раздражение, а раньше было совершенно неожиданно и чуждо интересоваться чувственной сферой человека. Даже в близком общении, хоть в это и сложно поверить. Фрейд интересовался скрытыми силами, которые заставляли человека действовать иррационально. Но еще более он интересовался другими силами, которые удерживали эти самые иррациональные желания взаперти или усиливали внутреннюю сумятицу и конфликт. Именно это и позволило ему создать структуру психического аппарата, которую он впоследствии немного доработал в связи с продолжительной практикой своего метода психоанализа.

Тина Антонович

Иррациональные силы более, чем силы рациональные, управляют поведением человека. Это открытие было главным во всех его работах. И, скорее всего, его открытия в сфере психики остались бы незамеченными, если бы не его племянник, живущий в Америке, и создавший профессию человека по связям с общественностью (Public Relations или PR), основываясь на концепциях своего дяди. Бернейс сделал Фрейда известным на весь мир. А концепции Фрейда сделали рекламу и упаковку товара настолько отвечающими нашим нуждам и желаниям, что человек в сегодняшнем обществе становится все более и более потребительским и пассивным. На смену образа об идеальном человеке с активной позицией, с готовностью на рациональный разговор и ответственно принимающего решения, приходит осознание реальности в виде инфантильного взрослого ребенка, умеющего хотеть и желать, причем в большей степени совершенно чувственно и часто нелогично.  

 

Племянник Фрейда хорошо усвоил идеи своего дяди, особенно тогда, когда на практике получилось попрактиковаться на политических слоганах времен Вудро Вильсона и после блестящей победы над проектом табачных компаний. Именно он был тем человеком, который изменил взгляды женщин на курение с помощью концепций психоанализа. Повлияв на бессознательную причину, Бернейс добавил табачным компаниям женщину как потребителя сигарет. До сих пор женщины курят и чувствуют себя свободно.

Как нас заставляют хотеть

Открыть другие двери: Прекратите это делать немедленно!

 

Корпоративная Америка в то время очень боялась, что все производимые товары не будут покупать. Чтобы избежать этого — нужно было создать новую индивидуальность. Нужно было создать человека-потребителя, ориентирующегося не на необходимость, а на свое желание. Желание, которым можно управлять, зная, откуда оно берет свое начало.

 

Поэтому благодаря психоанализу товары начинают рекламировать, связывая с эмоциями человека. Это начало сегодняшнего маркетинга, знание об истинной потребности человека и иррациональном поле, где плодятся его самые разные желания. Начинается время манипулирования массами, вводятся в обиход использование селебрити для рекламы товаров и продвижение товаров с помощью завязанных на них символах. (Например, машину начинают продавать как символ сексуальности). Появляется продакт плейсмент в кинематографии и заказные журнальные выпуски, чтобы прорекламировать какой-то продукт. Именно тогда прозвучала фраза, ныне воспринимаемая совершенно обыденно: «Покупайте одежду не из-за необходимости, а чтобы показать свой внутренний мир другим». Сейчас эта фраза звучит по-другому и подается под другим соусом, но это все тот же путь, каким корпорации пытаются продать нам желание и необходимость купить у них именно тот товар, какой производится.

 

Знание и контроль человека через его иррациональные чувства особенно показали свою эффективность с появлением фашизма, когда в ходе политической кампании массы завоевывали не оружием, а «через сердце». Министр пропаганды Гитлера хорошо усвоил работы Фрейда по бессознательному и опыт своих политических коллег. Геббельс отлично справился с сердцем толпы, создав для нее и лидера, куда можно было направить всю силу либидо, и внешнего и внутреннего врага, направив агрессию. Таким образом была создана нация с единством чувств, мыслей и желаний, движущаяся в одном направлении. На этом этапе истории исполнялось прямо на практике одно из убеждений Фрейда (что справедливо даже сейчас для многого русскоязычного населения). Убеждение о том, что людям нельзя давать свободу и просить самовыражаться. У людей есть иррациональные инстинкты, их нужно знать и контролировать, причем, не обращая внимание на их недовольство.

 

Америка же, проходя разные экономические стадии, привлекает психоаналитиков все больше и больше к миру бизнеса. За миром бизнеса, немного отставая, двигается и политика. Корпорации тем временем, улавливая появление новых внутренних ценностей, впервые создают метод фокус группы, задача которой понять, как нужно продать товар и как он должен выглядеть. Суть этого метода состояла в том, что обычным потребителям исследуемого товара предлагали говорить о товаре, как на сеансах психоанализа. Говорить не то, что они думают о нем, а то, что чувствуют. Иррационально. Выявлялись психологические блоки и барьеры, вопросы, там же часто и находились решения. Все больше и больше рядовой человек общества не хотел быть таким как все и нужно было вовремя предложить ему как именно и посредством чего есть возможность выразить свою индивидуальность. В конце концов, если ты хочешь вырваться из того, что тебе продают, то тебе предложат купить билет, каким ты из этой толпы можешь вырваться. Тебе продадут способ, но все равно будут говорить, чего желать. Причем на иррациональном языке, на языке твоих чувств.

 

На смену массовому потреблению приходит индивидуальный способ желания (на самом деле четко сигментированный в маркетинге психоаналитиками), а в связи с мировой ситуацией государству нужно было меняться. Оно решает внедрить идеи о том, что развитие, здоровье и благосостояние каждого человека — это его собственная индивидуальная ответственность. Товар со временем трансформируется из того, что помогает вам самореализовываться, в то, что поддерживает ваш уровень жизни и Lifestyle.

 

Психоаналитики разбивали людей по категориям в зависимости от их стиля жизни, у каждой были свои ценности, и каждой нужно было продавать иначе. Ну это не новость вообще, разбить на категории возможно буквально все, был бы запрос. На смену стилю жизни приходит новая волна, людей уже невозможно было отнести к какому-то классу жизни, а скорее к классу мышлений. И каждый раз психоаналитики находят способ, как понять то, что больше всего волнует человека в данный период времени. И снова и снова заказывается очередное масштабное исследование и людей опять разбивают на группы и категории.

 

Интересно, как трансформировалось влияние психоаналитиков в сферах бизнеса и политики. Вначале иррациональное человеческое пытались сдерживать. Или показывать, как это можно проявить. Потом набрали популярности методики, которые говорили о том, что нужно выпустить чудовище наружу. Или убить внутреннего полицейского (всем известный Тони Робинс, еще молодой и красивый, был в этом первый). Нужно истерить, кричать, бить, ругаться. Все это проводилось в контролируемых группах, было невероятно популярным подходом и, на самом деле, очень экспериментальным. То ли в одно время с Ошо, то ли подход Ошо был первым..

 

На каком-то этапе в обществе опять происходят изменения. В индивидууме повышается внутренняя мотивация и активная позиция по отношению к миру. Понять такого человека организациям очень непросто. На помощь приходит пирамида Маслоу, где у каждого человека своя внутренняя движущаяся сила для исполнения желания (своя внутренняя мотивация). Зная эту силу каждой из групп можно снова продать что-то на ее языке. Каждой группе продать что-то свое. Что в результате? – мы приходим к идеальной ситуации для общества потребления. К концепции рынка постоянно изменяющихся потребностей, направляемых потребностью в самовыражении.

 

Другими словами, корпорации и политики говорят тебе: Да, ты индивидуальность. Вот как ты можешь выразить свою индивидуальность.

 

Главным становится удовлетворение желания и творение своего персонального стиля. Философия, потакающая жадности и примитивным инстинктам. У человека настолько сильна жажда и бессознательная (часто кармическая) память о том, чтобы вырваться из этого круга бытия, что он просто хочет вырваться. За пределы всех этих хотелок и того, каким тебе быть. Как любить, как ненавидеть, как заниматься сексом, как грустить и злиться. Как быть успешным, как выглядеть красиво и сексуально. Я писала об этом много, поэтому не буду здесь об этом повторяться.

Как нас заставляют хотеть

 

Смысл просто в том, что тебе хочется выбраться. Вырваться. И это желание известно всем профессионалам в сфере психотерапии, бизнеса и политики. Поэтому тебе снова покажут способ, как ты можешь это сделать. Как тебе вырываться, какой дорогой. Как быстро, какими тренингами. Тебе предложат максимально приятный и быстрый способ, минимально эффективный. Тебе замылят глаза и скажут, что именно так и подходит двигаться тебе. Все психологи и тренеры уже давно заняли свои ниши и нашли своего клиента. Их так много последнее время, и будет еще больше. Потому что сильное желание вырваться, дикая скорость событий и отсутствие времени человека в тишине, наедине с собой (соответственно и повышение уровня внутренней тревоги с этим связанной) и повышенная невротизация общества будут только способствовать этой потребности.

 

Сейчас просветленный каждый второй. Каждый второй популярный человек на виртуальных площадках мини-гуру. Все мы мега просветленные, сами что-то переживаем и других проводит этими же путями. У каждого из нас свой способ и своя аудитория. И ситуация в будущем будет только усугубляться. Реально же действенные ретриты и выездные тренинги будут становится все жестче (потому что как иначе выбить человека в тишину из гаджетов и социальных сетей, из лап мега-потребления).

 

И что же делать?

И тут просто на минуточку один абзац вне рамок этой статьи, ситуация с загрязнением нашей планеты и с уровнем глобального потепления. Просто, чтобы задуматься. Просто мысль небольшую закину вам в голову. Она тут же будет отброшена, знаю, но может со временем, когда накопится критическое количество этих мыслей со стороны, вы ее заметите… Когда в один прекрасный миг вы увидите мусорную кучу в океане на целые  километры, или мусорную яму на земле, размером с многоэтажки, вы вернетесь, чтобы осознать свою главную мысль. Главную. Что все это потребление от того, что дыра, ощущаемая внутри, становится больше и больше. Соответственно, нам нужно все больше и больше чего-то, чтобы эту дыру заткнуть. Мы, психоаналитики, которых нанимают корпорации за очень большие деньги, которым тоже хочется зарабатывать деньги на образование своих детей, и которым хочется хорошо самореализовываться и делать свою работу хорошо, придумаем на каждую вашу потребность офигенный, уникальный, максимально в сладкой лично для вас упаковке, суррогат. Мы скажем это словами, какими вы хотите услышать. С той музыкой, какая будет мила вашему уху. Тем героем, от которого вы внутри тащитесь и кому внутри будете доверять. Таким голосом, который вас «торкнет». Вам дадут все, что вы хотите, потому что вы сами не хотите встречаться с самим собой. Все не хотим. Я тоже часто не хочу. Знаешь, почему? Потому что это больно и невыносимо.

 

Потому что, несколькими абзацами выше я писала о трансформации подхода психоаналитиков к внутреннему содержанию человека. Вот просто так мировую историю в несколько десятков методов в один абзац уложила, но суть важную сказала. Так вот там о методе раскрепощения. Подобно тому, как делал в том числе и Ошо, возможно он и делал это первым, я по годам не сверялась. А может, как и все в этой жизни, в пределах синхроничности и конгруэнтности. Так вот, психоаналитики того времени пришли к такому необычайному выводу, к какому я пришла только недавно. Вот буквально полтора года назад, когда столкнулась в жизни с некоторыми обстоятельствами в своей жизни, выйдя из которых быть другой было невозможно. Вот просто или умереть, или с этим столкнуться.

 

Вывод этот звучит так: Снимая слой за слоем непроявленные невысказанные эмоции, пытаясь дойти до какого-то там ядра, о котором утверждает классический психоанализ (или самости в неправильном, тривиальном и любительском его понимании), когда на практике проходишь этот путь – доходишь до того, что никакого ядра нет. Кое что есть! Все же есть. Ееесть.

 

Есть Ничего — и это страшно. Есть пустота. Именно это и пугает тебя. Именно это и хочется заткнуть чем попало. Чем попало, дайте мне тряпку, я хочу не испытывать этого больше. И покуда в тебе есть это желание — будут находится корпорации, которые на блюдечке, да-да, с голубой каемочкой, будут давать тебе способ с этим не столкнуться. Они помогают тебе, они понимают твою боль. Правда, понимают. И хотят тебя от этой боли уберечь. В них откликается тоже самое, во всех нас. Как мамы, которые заботятся о малыше. И не хотят, чтобы этот малыш вырос и ушел из семьи. Ушел любить свою женщину или своего мужчину во взрослую сепарированную жизнь.

 

Но если ты хочешь вырасти и хоть как-то задуматься о том, куда катится мир на твоей планете, то переверни фокус на себя. Потому что только в этой пустоте ты можешь создать по-настоящему все. По-настоящему все создается только из пустоты. Услышь! Сначала нужно прийти в пустоту. И только потом придут творческие мысли. Пустота поистине потенциальна точно также, как и невыносима. И покуда сейчас такие потребности —  будут и специалисты и горе-специалисты, специализирующиеся на том, как проводить тебя в эту пустоту. Со своего опыта и опыта своих клиентов говорю, что это нелегко.

 

В пустоте сегодняшнему человеку особенно некомфортно. Но у тебя нет другого выхода. Или ты будешь жить, или не станет планеты, пока ты будешь пытаться жить. Мне хочется сказать тебе: Живи, пожалуйста.

 

Тина Антонович




Tina
Про

Самый важный взгляд - в самую суть, в мир твоего бессознательного. Именно там и находится твой личный ответ. Уникальный. Именно его мы и ищем вместе.


'Пустота VS Потребление – или как нас заставляют хотеть' еще нет комментариев

Будьте первым! Оставьте свой след!

Поделитесь с нами вашими мыслями

Ваш email не будет опубликован