Когда у тебя рождается ребенок, ты попадешь в другой мир – мир мамаш, и имеешь возможность наблюдать насколько же все по-разному ухаживают, взращивают и воспитывают свое чадо. И это вроде прекрасно, ведь мы же все совершенно разные люди, значит и дети тоже разные, у всех свои потребности и особенности.
Но даже наблюдая за всем множеством вариантов мне в глаза бросилось две тенденции, распространенные крайности, которые долго не давали мне покоя.
Первую можно описать приблизительно фразой “с моим ребенком что-то не так”.
Эта гипертревожность заставляет маму постоянно сверяться со всевозможными графиками роста и развития ребенка, другими мамами, журналами, книгами, советами и воспоминаниями родителей. Она паникует по любому поводу – что малыш не сидит в 6 месяцев и 1 день, что у него нет зубов или зубы вылезли слишком рано, не ходит в годик – караул, не говорит в 2 – бегут к логопеду, таскают ребенка по врачам по каждому возникшему на теле пятнышку. Она готова лечить и исправлять, развивать, стимулировать, подталкивать, улучшать. Круглосуточно.
Когда моей дочери был почти годик мы снова переехали жить в Англию и мне в глаза бросилась разящая разница в отношении к ребенку. Та самая вторая крайность – совершенно спокойное отношение ко всему этому – не ходить в 18 месяцев тут нормально, не говорить в 3 тоже, никто никуда не бежит, большинство мамочек просто уверено, что все с их детками хорошо, просто все разные.
На первый взгляд второй подход мне был более близок, ведь и правда все дети развиваются в своем темпе и глупо равнять всех под одну гребенку и паниковать. НО, тут я увидела во что может вылиться такой подход, если он доведен до крайности. Многие родители тут пропускают те важные периоды, когда можно было помочь ребенку и получают проблему (ребенка, который не может, к примеру, пойти в садик, потому что не ходит в 2 года, или не говорит в 4).
Наблюдая за всем этим, мне стало ясно, что любая крайность вредна, и сново в голове возникло правило вечной “золотой середины”.
Открыть другие двери: Чему я хотела бы научить свою дочь?
Не паниковать, не форсировать события, дать ребенку развиваться в своем темпе, НО, внимание, ПОМОГАТЬ ему.
В варианте многих мам в Украине, которых я наблюдала, если ребенок не пополз в 7 месяцев, она бы таскала его по врачам, или ходила на развивающую гимнастику в бассейн каждый день (Каждый, Карл, день! Не уставая причитать как это у всех дети уже и сидят, ползают и вот как замечательно плавают, а ее не хочет. Лично знаю такую маму).
В варианте мам из Англии, в такой ситуация она бы вообще не обращала внимания – поползет когда поползет.
Вариант золотой середины был бы – без лишней паники и зацикленности просто больше проводить с ребенком активных физических упражнений (это опять же может быть бассейн, легкая гимнастика дома, массаж, игры, которые подразумевают достать что-то). Опять же, легко и непринужденно, не круглосуточно, не попрекая ребенка каждый раз, что он какой-то не такой, не сокрушаясь, что опять не получается. Как только вы заставляете его целый день доползать до его любимой игрушки – знайте, это уже явно перебор. Как только вы ловите себя на том, что у всех постоянно спрашиваете, а во сколько ваш пополз, отряхивайте себя, выдыхайте и обнимайте ребенка! Как только вы расслабитесь, параллельно давая ему свою опору и поддержку – все сразу заработает так как хочется.
Открыть другие двери: Ребенку нужней?
Это правило можно применить к чему угодно – к развитию речи, изучению букв или языков. Ведь именно в этих вопросах мамы словно делятся на два противоположных лагеря – на тех, кто очень очень за то, чтобы все сделать для того чтобы ребенок как можно раньше все это делал, и второй – на тех, кто уверены, что ребенка нужно просто оставить в покое наслаждаться детством.
И таки да – оставить в покое наслаждаться, не забывая параллельно с ним много разговаривать, читать, применять техники, которые позволят ребенку легче заговорить, запоминать слова и так далее. Делать это легко, наслаждаясь процессом, чтобы и ребенку было тоже интересно, ведь как только мама начинает нервничать и включать режим “с моим ребенком что-то не так”, ребенок это чувствует!
Наверное в этом и кроется суть искусства материнства – хорошо чувствовать своего малыша, балансировать между крайностями так, чтобы у ребенка была возможность развить все свои способности и таланты, легко, непринужденно, незаметно, играючи.
Инесса Цукрова
'Развивать ребенка или оставить в покое?' еще нет комментариев
Будьте первым! Оставьте свой след!