У каждой мамы есть свой пунктик. Кто-то переживает, во сколько ребенок пойдет, кто-то, когда он начнет ходить сам на горшок или еще чего. Я с самого начала, еще наверное до рождения ребенка начала читать про развитие речи у билингвов, и, конечно, начала я с форумов и фейсбук-групп, после которых стало ясно – мой пунктик – “когда мой ребенок заговорит?”.
В мамском интернет пространстве ходил слух, что ребенок, родители которого говорят на разных языках начинает говорить в среднем позже, чем ребенок с одним языком в семье. И в то же время я видела вокруг разные варианты, малышка подруги из трилингвальной семьи, которая в полтора года говорила уже много слов, по сравнению с моей, которая максимум говорила “папа” и звуки животных. Или же множество знакомых мальчишек, которые будучи старше моей, тоже молчали как рыбы. Одни встречи меня расстраивали и я начинала маниакально выискивать информацию и заниматься с малой, другие расслабляли (а зря!).
Сейчас когда моя Белка, говорит на двух языках и повторяет любое произнесенное мной за день слово, я могу спокойно выдохнуть, проанализировать свои ошибки и поделиться лайфхаками.
Читайте мат-часть
Существует определенный график и последовательность развития речи. Стоит заметить, что времена изменились и старые графики уже не могут быть применимы к современным детям. То есть ваш ребенок не обязан в год уже говорить 10 слов, НО вы должны наблюдать общее развитие, есть ли у него вообще гуление, звуки, простые односложные “ма, ба, па, ка”, стремится ли он повторять звуки животных.
Если да, то все нормально развивается и если вы будете помогать малышу своими занятиями и определенным подходом к речи, то он обязательно заговорит.
Стоит заметить, что билингвы таки действительно могут опаздывать (но не на годы!, а на 3-4 месяца). Также считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, у них быстрее растет словарь, они стремятся говорить правильно, как взрослые, тогда как мальчики чаще говорят “на своем” языке. У девочек быстрее накапливаются названия предметов, а у мальчиков – действия. Так, например, скорее всего увидев мяч, девочка будет кричать “мяч!”, а мальчик – “дай!”.
Открыть другие двери: Давать ли сдачи или как научить ребенка защищаться
Занятия помогают
Только не подумайте, что стоит садиться с ребенком и часами “заниматься” постановкой речи. Это нереально и только отталкивает. Вообще любые зацикливания “Скажи”, “Повтори” у ребенка формируют противление. Но как же тогда? Надо научиться правильно разговаривать с малышом. Да, у кого-то это получается интуитивно, но далеко не у всех. Это значит, что нужно не просто трындеть постоянно, но и делать это продуктивно. Показывая на предметы, называя их четко, озвучивая сокращенное “детское” слово, если возможно, или присоединять звук или жест.
Да это бесконечное: “Да, машина поехала, би-би, машина как делает? Би-би” и так целый день. Оскомину набивают советы заставлять ребенка говорить, когда он что-то просит. Да, действительно многие логопеды это советуют, но мы немного неправильно понимаем смысл. Это не значит не давать ребенку кашу пока он сам не попросит слезно “ам-ам”, нет. Это просто значит, что мамы не должны безмолвно исполнять все, что ребенок хочет. Ведь мы прекрасно понимаем, что они хотят, по одному писку и взгляду, и нам легко выполнить. Показала пальцем на куклу – протянула куклу, и так далее. Но нет, просто озвучивайте. Ты хочешь куклу? Дать куклу? Чтобы попросить можешь сказать “Дай куклу”. Но не ждать, конечно, пока ребенок скажет, иначе будут скандалы, давайте уже эту куклу, но просто дайте ребенку хотя-бы шанс услышать как ему попросить когда он будет готов.
Кто бы мог подумать, что на развитие речи влияет физическое развитие (да, гимнастика, танцы, плавание – все это полезно даже для малыша, а почему нет?), мелкая моторика (перебирать крупу, давать разные на ощупь предметы – одно, но есть еще тысячи игр с пластилином, песком, сенсорными коробками!). А сколько существует веселых песенок и стишков с определенными движениями, которые тоже оказывается развивают не что иное как речь! Это же просто кладезь для тех, кто все никак не может придумать, чем же занимать ребенка целый день!
Не переборщить с языками
Я разговаривала с малой на русском, папа только на словацком и хоть мы между собой говорим по-английски большую часть времени, мы не обращались на английском к ней. Хотя соблазн был велик и очень хотелось, чтобы прямо ребенок с пеленок еще и на английском болтал. Но в нашем случае, если было видно, что она немного отстает было принято решение чтобы она разобралась сначала с двумя. И мы были правы, сейчас когда она уже разговаривает на одном уровне и на русском и на словацком (сначала после прорыва русский был сильнее, больше слов, сначала смешивала, теперь отдельно и четко разделяет, хотя мне казалось, как она бедная сможет, ведь в них многое похоже), сейчас она активно проявляет интерес к английскому и мы устраиваем “english days”, так что я думаю после 3-х тоже не поздно)))
Обзаведитесь структурой
Кто-то водит на развивашки, кто-то сразу обращается к логопеду. Мама сама в состоянии помочь ребенку заговорить, но она должна иметь перед собой некую структуру, что за чем, как часто и так далее. Иначе это просто будут какие-то эпизодические попытки сделать стишок, похлопать в ладоши, который через день уже забывается, а на следующий день мама уже начинает делать что-то совсем из другой оперы. Дети любят повторения. Конечно, не одно и тоже каждый день на протяжении года, но неделю так точно можно повторять 2-3 стишка или танца логоритмики, 2-3 артикуляционных упражнения, чередовать только мелкую моторику.
Я за свой год движения в сторону говорения моего ребенка перелопатила много информации, купила один неудачный курс раскрученного логопеда, который был ни о чем, собирала обрывки на ютюбе. Но по-настоящему все понятно и легко мне стало, когда я проконсультировалась с логопедом Еленой Ильиной, она мне дала систему и структуру занятий, это очень помогло. Контакты оставлю внизу статьи. Малая начала медленно добавлять по словечку после 2-х, все это время я занималась то так то сяк, нерегулярно и хаотично и в 2,5 после моих занятий по вышеупомянутой системе она совершила быстрый прорыв, это когда за 2 недели ребенок просто начинает все повторять, а через месяц ты уже его не узнаешь. Сейчас ей 3 и она рассуждает почти как взрослый человек, выговаривание улучшается с каждым днем, а на те звуки, которые еще не очень делаем занятия из курса.
Зачем, он же и так заговорит
Дело в том, что мы никогда не знаем. Ведь, есть же действительно дети с серьезными задержками развития речи, с дефектами речи, потом, те кто не могут писать или читать. Где был тот момент, когда родители могли им помочь и не заметили?
Я лично за то, чтобы просто дать возможность ребенку раскрыть свой потенциал, без нервов и стресса, легко, играючи, но помочь. Если мы и так проводим с ребенком 24 часа в сутки почти, то почему не делать это весело и с пользой? Я так увлеклась этой темой, что даже начала вести занятия для малышей по системе Елены Ильиной, и всем очень нравится.
Как и обещала даю Инстаграм Елены
И, конечно сайт где можно купить ее курсы и пройти тест “Нужен ли вашему ребенку логопед”.
'Когда она заговорит???' еще нет комментариев
Будьте первым! Оставьте свой след!